Антидопинг

 

Проблема допинга - одна из центральных в современном спортивном движении.

10 ноября 1999 г. по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством Международного олимпийского комитета и в соответствии со швейцарским законодательством было учреждено Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), задача которого - освободить мир спорта от допинга. Агентство получает средства от спортивных и правительственных организаций для внедрения, расширения и координации усилий по ознакомлению спортсменов с тем, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры, выявлению и наказанию тех, кто пытается вредить посредством применения допинга себе и своему виду спорта.

Основополагающим документом, на котором строится борьба с допингом, является Всемирный антидопинговый кодекс (далее также - Кодекс), который был принят ВАДА в 2003 г. и начал действовать с 2004 г. Пересмотренный Всемирный антидопинговый кодекс вступил в силу с 1 января 2009 г. Всемирный антидопинговый кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа, включающая в себя также Международные стандарты ВАДА. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом на основе объединения основных усилий этой борьбы в мире.

Важным документом, направленным на борьбу с допингом в сфере олимпийского движения, является Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета. Медицинский кодекс МОК касается всех спортсменов, тренеров, инструкторов, медицинского персонажа и других официальных лиц, работающих со спортсменами во время участия в Олимпийских играх или в период подготовки к ним, а также в тех соревнованиях или во время подготовки к ним, которым МОК покровительствует или оказывает поддержку, которые проходят в рамках олимпийского движения и организованы прямо или косвенно под эгидой МОК, международных федераций или национальных олимпийских комитетов, признанных МОК. Всякий, кто принимает участие или готовится любым способом к участию в таких соревнованиях, считается признающим Медицинский кодекс МОК.

Условием для признания любой международной федерации и любого национального олимпийского комитета является соответствие их уставов Медицинскому кодексу МОК, наличие в уставах, точно определенных и корреспондирующих ему положений и обеспечение их выполнения для всех лиц и участников, соревнующихся под их юрисдикцией.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона о спорте допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных дня использования в спорте. Эти перечни ежегодно обновляются и утверждаются ВАДА. Например, перечни субстанций и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте в 2012 г., в соответствии с приложением ко Всемирному антидопинговому кодексу ВАДА и со списком, включенным в Приложение 1 к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, в котором указаны запрещенные субстанции и запрещенные методы, утверждены приказом Минспорттуризма России от 22 февраля 2012 г. № 120.

Первым международно-правовым документом по борьбе с допингом стала Конвенция против применения допинга ETS № 135, подписанная 16 ноября 1989 г. в Страсбурге. В целях снижения и в конечном счете искоренения допинга в спорте государства-участники данной конвенции обязались принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для осуществления конвенции.

Крупным событием, вызванным быстрыми переменами в области борьбы с допингом, стало принятие Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (далее также — Конвенция), цель которой в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона о спорте меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

  • проведение допинг-контроля;
  • установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;
  • предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;
  • повышение квалификации специалистов, проводящих допинг- контроль;
  • включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
  • проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;
  • проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
  • проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;
  • оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
  • установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;
  • осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Государственно-управленческие полномочия и координацию мер по противодействию применению допинговых средств и методов осуществляют Министерство спорта Российской Федерации, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах, предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Минспорт России в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним:

  •  утверждает общероссийские антидопинговые правила;
  •  утверждает перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;
  •  утверждает порядок проведения допинг-контроля;
  •  принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей, предусмотренных п. 1-6 ниже;
  •  осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом о спорте.

Общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

  • опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;
  • предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во вне- соревновательный период;
  • уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
  • содействовать в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
  • применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
  • информировать о примененных санкциях Минспорт России, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;
  • выполнять иные требования Федерального закона о спорте и антидопинговых правил.

Организаторы спортивных мероприятий в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

  • обеспечивать условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействовать проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
  • выполнять иные требования Федерального закона о спорте и антидопинговых правил.

Приказом Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267 утверждены новые Общероссийские антидопинговые правила. Положения Правил соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового кодекса и Международным стандартам ВАДА.

Данные Правила применяются в отношении:

  •       физкультурно-спортивных организаций;
  •       спортивных федераций;
  •       организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации;
  •       общероссийской антидопинговой организации;
  •       лабораторий, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА, другой уполномоченной антидопинговой организацией;
  •       спортсменов:

а) являющихся членами физкультурно-спортивных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, независимо от места пребывания или жительства, либо состоящих в иных отношениях с указанными физкультурно-спортивными организациями;

б) участвующих в спортивных и физкультурных мероприятиях, проводимых физкультурно-спортивными организациями или организаторами спортивных мероприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, если положение (регламент) о спортивном соревновании не относит данное спортивное соревнование к международным спортивным соревнованиям;

  •             тренеров;
  •        иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации;
  •       специалистов по спортивной медицине (врач, инструктор- методист, медсестра по массажу); родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего спортсмена.

Финансирование мер, направленных на противодействие применению допинговых средств и методов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на физическую культуру и спорт, и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минспорттуризма России от 27 мая 2010 г. № 525 утвержден Порядок антидопингового обеспечения спортивных сборных команд за счет средств федерального бюджета (далее также Порядок), направленный на противодействие нарушению антидопинговых правил.

Антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд включает в себя основные антидопинговые мероприятия: допинг-контроль; образовательные мероприятия; научные исследования.

В целях осуществления мероприятий по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд Минспорт России:

  • в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год заключает государственный контракт на выполнение работ и оказание услуг по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  •  осуществляет оплату выполненных работ и оказанных услуг на основании оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих их выполнение;
  •  осуществляет контроль за эффективностью организации и проведения мероприятий по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд.

Усилия по борьбе с допингом в спорте осуществляются также на уровне субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 22 Закона г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в г. Москве» в городе Москве осуществляется антидопинговая пропаганда, направленная на противодействие применению допинговых средств и (или) методов. Уполномоченный орган (Департамент физической культуры и спорта города Москвы) совместно с городскими спортивными федерациями обеспечивают противодействие применению допинговых средств и (или) методов спортсменами, являющимися работниками или учащимися организаций, входящих в городскую государственную систему физической культуры и спорта, членами спортивных сборных команд г. Москвы, а также применению указанных средств и (или) методов при проведении официальных городских спортивных мероприятий. Порядок проведения мероприятий по противодействию применению допинговых средств и (или) методов в указанных случаях утверждается уполномоченным органом.

Ссылка на сайт www.rusada.ru

 

Антидопинг